Точечные диаграммы Кливленда представляют собой графики, на которых точки-маркеры используются для отображения значений некоторой количественной переменной (или переменных), разбитых на группы в соответствии с уровнями некоторой номинальной переменной (или переменных). Этот инструмент графического анализа данных получил свое название в честь предложившего его проф. Уильяма Кливленда (William Cleveland). В своей работе, написанной в соавторстве с Робертом Макгиллом (Robert McGill), У. Кливленд экпериментально показал, что столбиковые диаграммы, используемые для изображения сгруппированных значений количественных переменных, визуально плохо воспринимаются людьми (Cleveland W. S., McGill R. (1984) Graphical perception: theory, experimentation, and application to the development of graphical methods. Journal of the American Statistical Association 79(387): 531-554). В качестве альтернативы и были предложены точечные диаграммы.
Для пояснения идеи ниже приведена столбиковая диаграмма, изображающая распределение 32 моделей автомобилей 1973-1974 годов выпуска по экономичности двигателя (выражена как количество миль, которое автомобиль проезжает на одном галлоне топлива). Столбики на этом рисунке раскрашены в разные цвета в соответствии с количеством цилиндров в двигателях этих моделей. Данные, использованные для построения диаграммы, были опубликованы в американском журнале Motor Trend в 1974 г. и входят в стандартный набор данных R (доступны по команде data(mtcars)).
Из приведенного рисунка вполне неплохо видно, что автомобили с меньшим количеством цилиндров способны проехать большее расстояние на одном галлоне топлива. Кроме того, можно проследить распределение моделей по экономичности в пределах каждой из групп, выделенных по количеству цилиндров. Проблема со столбиковыми диаграммами состоит, однако, в том, что они в значительной мере избыточны, поскольку площади, ограниченные столбиками, не несут никакой смысловой нагрузки (т.е. выбрав более узкие или более широкие столбики, мы бы все равно пришли к тем же заключениям о характере распределения автомобилей). Согласно У. Кливленду, более подходящим типом статистических графиков для такой ситуации была бы точечная диаграмма. В системе R построение точечных диаграмм осуществляется с помощью функции dotchart(). Рассмотрим ее использование на том же примере с автомобилями.
Для начала загрузим соответствующую таблицу с данными (mtcars) в рабочую среду R и исследуем ее содержимое:
data(mtcars) mtcars mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb Mazda RX4 21.0 6 160.0 110 3.90 2.620 16.46 0 1 4 4 Mazda RX4 Wag 21.0 6 160.0 110 3.90 2.875 17.02 0 1 4 4 Datsun 710 22.8 4 108.0 93 3.85 2.320 18.61 1 1 4 1 Hornet 4 Drive 21.4 6 258.0 110 3.08 3.215 19.44 1 0 3 1 Hornet Sportabout 18.7 8 360.0 175 3.15 3.440 17.02 0 0 3 2 Valiant 18.1 6 225.0 105 2.76 3.460 20.22 1 0 3 1 Duster 360 14.3 8 360.0 245 3.21 3.570 15.84 0 0 3 4 Merc 240D 24.4 4 146.7 62 3.69 3.190 20.00 1 0 4 2 Merc 230 22.8 4 140.8 95 3.92 3.150 22.90 1 0 4 2 ... ...
В таблице имеются данные по 11 параметрам, характеризующим каждую модель. Подробнее о том, какие параметры были учтены, можно ознакомиться в файле помощи, доступном по команде ?mtcars. Для нас сейчас интересен столбец mgp (от miles per gallon - миль на галлон), в котором содержатся данные по пробегу каждой модели в расчете на галлон топлива. Точечную диаграмму по этим данным можно быстро построить следующим образом:
В приведенном коде указаны следующие параметры функции dotchart(): 1) переменная, для которой строится график (mtcars$mpg); 2) текстовый вектор, содержащий названия моделей автомобилей (в данном случае они являются названиями строк таблицы - row.names(mtcars)); заголовок графика (аргумент main) и название оси X (аргумент xlab), и, наконец, 4) размер точек на графике и одновременно размер шрифта для названий моделей (cex = 0.8). Результат представлен ниже:
Сначала отсортируем исходную таблицу по возрастанию mpg (используем для этого функцию order()) и сохраним результат в виде новой таблицы данных с именем x):
Преобразуем количественную переменную cyl (от cylinder - цилинр) в новой таблице x в фактор - это нужно сделать, поскольку мы собираемся сгруппировать значения mpg именно по количеству цилиндров:
x$cyl <- factor(x$cyl)
Создадим новый столбец color в таблице x, который будет содержать числовые коды цветов для каждой из трех групп автомобилей:
x$color[x$cyl==4] <- 1 x$color[x$cyl==6] <- 2 x$color[x$cyl==8] <- 3
Теперь у нас все необходимое для построения желаемого графика:
В приведенном коде аргумент groups используется для указания группирующей переменной (в нашем случае - преобразованная в фактор переменная cyl). При помощи аргумента gcolor задается цвет названий групп (здесь - голубой). Аргумент color служит для указания цветов, специфичных для каждой группы (в нашем примере - 1 (черный) для машин с четырьмя цилиндрами, 2 (красный) для машин с шестью цилиндрами, и 3 (зеленый) для машин с восемью двигателями; все эти числовые коды цветов хранятся в столбце color таблицы x).
Благодаря сортировке данных и их группированию, а также использованию точек разного цвета вместо столбиков, полученная точечная диаграмма воспринимается гораздо лечге, чем приведенная в начале этого сообщения "тяжелая" столбиковая диаграмма.
--
Создано при помощи Pretty R на сайте inside-R.org
два вопроса:
1) почему для сортировки Вы использовали функцию order а не sort (у меня диаграмма приобрела вид подобной Вашей, только при функции sort, а при order точки разбросаны)?
2) как сгруппировать данные при помощи аргумента groups, если группирующих переменных у нас две и более?
Отправить комментарий